Уникальными навыками овладевают студенты ведущего на Урале медицинского колледжа

  

23.05.2024

Уникальными навыками овладевают студенты ведущего на Урале медицинского колледжа


 
Слово «уникальность» сейчас самое популярное среди студентов и преподавателей Свердловского областного медицинского колледжа. Иначе, кажется, и быть не может. Это не только самое крупное в стране учреждение среднего профессионального образования, где обучается почти 14 тысяч человек, но и экспериментальная площадка для подготовки кадров, способных работать на стыке здравоохранения и спасательной службы. Сейчас в колледже обучают 12 популярным и востребованным специальностям в сфере медицины, фармации и спасательного дела.


фото: Татьяна Андреева

— Средний медицинский персонал – база, каркас системы здравоохранения любого региона, наиболее близкие к людям специалисты, поэтому и предназначение у них особое, - уверена директор колледжа заслуженный учитель РФ, отличник здравоохранения Ирина Левина.  
На деловом завтраке в «Российской газете» Ирина Анатольевна рассказала об особенностях обучения медиков, готовых прийти на помощь в любых обстоятельствах, а также объяснила, почему ребята становятся волонтерами.
Ваш колледж — единственный в стране, выпускающий и медиков, и спасателей. Как зародилась эта идея?
Ирина Левина: Медики и спасатели – специальности родственные, действуют в экстремальных ситуациях, когда каждая секунда на счету, когда от правильных, четких решений зависит жизнь человека. Совместно с Центром медицины катастроф мы почти 20 лет обучали специалистов службы экстренной медпомощи по программе дополнительной подготовки. Направление эффектно называлось «фельдшер-асс». Расшифровывается прозаично: фельдшер-ассистент спасательных служб. Но суть, заложенная в слове «асс», все та же: виртуоз своего дела, специалист высшего пилотажа.
фото: Елена Елисеева
Несколько лет назад в колледже появился ресурсный центр по поддержке добровольчества в сфере культуры безопасности и ликвидации последствий стихийных бедствий. Пройдя спецподготовку, наши студенты стали выезжать в районы, где бушевали пожары или наводнения. Кстати, в зоне ЧС ребята проявляли себя как настоящие герои: показывали физическую выносливость, умение обращаться со спецоборудованием. Мы приняли решение открыть на базе колледжа новые специальности спасательного профиля: «Пожарная безопасность» и «Защита при чрезвычайных ситуациях»
Первые дипломы выпускникам вручили в прошлом году. Ребята успели поработать не только в зонах ЧС, но и на новых российских территориях. Перед всем выпуском отличившихся наградили медалью «За участие в гуманитарной миссии». Как сейчас вижу: на церемонии вручения дипломов они стоят в форме Всероссийского студенческого корпуса спасателей и улыбаются. Для радости была веская причина: на медали выгравировано изображение трех наших ребят, работавших с гуманитарной миссией в Донецке. Недавно и я получила эту медаль, из всех наград она самая дорогая.
Сколько студентов объединило добровольческое движение и почему вы так цените волонтерские инициативы?
Ирина Левина: Как минимум две трети студентов – около10 тысяч человек - участвует в различных добровольческих программах и инициативах. Волонтерство никто не навязывает, ребята сами выбирают направление по душе, иногда приходят целыми группами. И это важно. Без желания помочь человеку, проявить сострадание в нашей профессии делать нечего. Получается, помимо профильной подготовки, мы учим ребят эмпатии, учим не быть равнодушными к чужой беде. Добровольческие проекты – исключительный воспитательный ресурс, позволяющий проявить лидерские качества. На базе нашего Дома добровольцев работает 37 общественных, волонтёрских организаций и объединений.
Вы организуете увлекательные молодежные состязания по оказанию первой помощи…
Ирина Левина: Да. Регулярно проводим региональные чемпионаты по оказанию первой помощи, в которых участвуют и команды школьников, и студенты. Состязания эмоциональные — пробуждают желание влиять на чужие судьбы. К тому же это некий профотбор для стремящихся связать свою жизнь с медициной или тех, кого убеждают родители. Участники демонстрируют психологические качества, которые важно учитывать при поступлении в медицинский колледж. На уроках химии или анатомии естественное чувство брезгливости или страх никогда не заявят о себе, хотя именно они способны помешать будущему медику стать истинным профессионалом.
То есть у абитуриентов учитывают не только средний балл в аттестате?
Ирина Левина: У нас большой конкурс – до пяти человек на место. И, казалось бы, отличникам дорога открыта. Высокие баллы, конечно, хорошо, но знания ничто без заложенных в абитуриенте необходимых медику или спасателю качеств. Чтобы молодой человек не ошибся, при поступлении на клинические специальности (лечебное, акушерское и сестринское дело) обязательно проводится психологическое тестирование. Дополнительное испытание на физическую выносливость проходят и те, кто хочет получить профессию спасателя. А будущие студенты направления ортопедической стоматологии должны продемонстрировать мануальные навыки. Зубной техник должен обладать художественными и творческими способностями, развитой мелкой моторикой рук, высокой концентрацией внимания.  
Дополнительный отбор важен. В этом году в приемную комиссию планирую поставить полностью укомплектованную укладку фельдшера скорой помощи, а также портативный кардиограф, чтобы ребята смогли оценить, по силам ли им ежедневно с этим грузом подниматься к больному на вызов, если, например, лифт не работает. Нам важно, чтобы наши абитуриенты делали осознанный выбор в пользу будущей профессии.
Все знают про врачебную клятву Гиппократа. Ваши выпускники принимают присягу?
Ирина Левина: Обязательно. Текст нашей клятвы основан на Женевской декларации. Она короткая и мудрая: о служении человечеству, уважении к пациенту, оказании медицинской помощи с полной самоотдачей и достоинством. Я долго не понимала тезис про достоинство, но время все расставило по местам: медпомощь не следует уподоблять услуге, как стрижку или маникюр, это – служение. Я зачитываю клятву, ребята после каждого тезиса повторяют «клянусь».
Участие сотрудников и преподавателей колледжа в проекте «Добро в село» тоже служение? В официальную программу обучения не входит выезд в глубинку для медобслуживания жителей…
Ирина Левина: Акция федеральная, инициирована российским Минздравом. Мы сразу поняли: наша — и включились. Отправили в отдаленные территории два выполненных по нашему заказу уникальных мобильных медицинских модуля. Таких в стране больше нет. Оба на базе высокопроходимого КамАЗа. Но суть в комплектации: один оборудован под офтальмологический кабинет, другой - модульный фельдшерско-акушерский пункт с необходимым оборудованием.
Для студентов работа засчитывается как практика, но есть и воспитательный эффект — испытание глубинкой. Они воочию видят, насколько востребованы на селе и как ценят их профессионализм. Знаете, как встречали в прошлом году мобильный офтальмологический комплекс в пострадавшей от пожара Сосьве и Таёжном! Во время разгула стихии из домов очки, естественно, никто не выносил, а когда пришла пора оформлять документы, жители оказались без них как без рук. Тут-то наши преподаватели и студенты пришли на помощь: провели оптометрическое обследование, изготовили новые очки и подарили погорельцам.
У вас есть целевой набор студентов, приехавших из той самой глубинки…
Ирина Левина: Целевое обучение мы начали в 2022 году, когда вышло соответствующее постановление областного правительства. Проект сразу оказался востребованным. В первый же год приняли 280 целевиков, в 2023 их количество выросло до 357. В нынешнем финальная цифра целевого набора – 400 мест. Это, безусловно, очень эффективная практика, ведь мы понимаем, для кого готовим специалистов, а целевики знают больницу, куда вернутся.





Возврат к списку




Преподаватели колледжа - ветераны Великой Отечественной Войны Шарыгина Валентина Николаевна

 



Родилась 29 декабря 1920 года в деревне Колышкино Вологодской области.

До 1 июня 1943 года училась в Томском медицинском институте и работала медсестрой в военном госпитале.

Окончив институт (ускоренный выпуск), была направлена на фронт младшим врачом 247-го  гвардейского артиллерийского полка 100-й  гвардейской стрелковой дивизии 2-го  Украинского фронта, с которым прошла всю войну. Участвовала в боях за освобождение городов Воронежа, Киева, Праги.

 «В августе 1943 года наши войска форсировали Днепр. Вместе с фельдшером Николаем Бисиным были переправлены на правый берег реки  и развернули первичный медицинский пункт на дне какого-то котлована. В течение 5 дней мы оказывали помощь раненым своего полка и других подразделений, захвативших плацдарм и отбивавших отчаянно наступавших немцев. Бои были очень тяжелыми.

 За эти дни мы вдвоем с фельдшером оказали  помощь более ста раненым: останавливали кровотечения всеми доступными способами, перевязывали раны, накладывали шины,  кормили раненых,  укладывали их на землю под кустарником, подложив под них собственные шинели и плащ-палатки. А  темной ночью переправляли раненых на лодках  на другую сторону Днепра в полковую медсанчасть.

Командир полка назвал наши действия подвигом, и за этот бой мы были награждены орденами «Красной Звезды» (из воспоминаний Шарыгиной В.Н.)

Участвовала в войне с Японией в составе 2-го Забайкальского фронта. Война для Валентины Николаевны закончилась в Порт–Артуре. 

Награждена: орденом «Отечественной войны», орденом «Красная Звезда», медалью «За боевые заслуги»,  медалью «За победу над Германией», юбилейными медалями в ознаменование Победы. 

В послевоенный период работала врачом участковой больницы в Алтайском крае, селе Старобардинское – 1946-1948 гг., заместителем главного врача железнодорожной больницы на станции Тайга Томской железной дороги – 1949-1953 гг., главным врачом железнодорожной больницы г. Новокузнецка – 1953-1960 гг.

С 1 октября 1963 года работала преподавателем акушерства и гинекологии в Свердловском областном медицинском училище, с 1965 года по 1982 год занимала должность заместителя директора по учебной работе СОМУ, а с 1 сентября 1983 года по 1990 год – заведующая вечерним отделением СОМУ. Много лет была председателем Совета ветеранов Великой Отечественной войны Областного медицинского училища. Имеет награды: медаль «За трудовое отличие»(1954г.), медаль «За  доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина», медаль «Ветеран труда»,  знак «Отличный административный работник МПС-1953 года», знак «Отличник здравоохранения» 1976 года.