Маркеры суицидального риска

Поведенческие маркеры:
- снижение социальной активности, сложности во взаимоотношениях или самоизоляция;
- замедленная реакция на внешние стимулы или отсутствие реакции;
- снижение интересов или снижение удовольствия от деятельности, которая раньше нравилась;
- пропуск занятий в школе и резкое снижение успеваемости за определенный период;
- аутоагрессивное поведение (наличие самоповреждающего поведения не всегда говорит о суицидальных намерениях, однако требует подключения специалистов);
- радикальные перемены в деятельности и поведении;
- появление в сочинениях на свободную тему высказываний/размышлений утраты смысла жизни;
- раздача значимых (ценных) для подростка вещей, завершение дел;
- сбор информации о способах суицида;
- написание предсмертных записок;
- поиск средств и подготовка к самоубийству (собирание таблеток, хранение отравляющих веществ и т.д.).
Маркеры когнитивной сферы:
- фиксация на переживаниях, событиях, приведших к кризисному состоянию, невозможность переключится на позитивные события;
- восприятие себя как бремени для других;
- ощущение неразрешимости ситуации.
Маркеры внешнего вида:
- пустой отрешенный взгляд;
- безразличие к внешнему виду (неряшливость, мятая, грязная одежда и т.д.);
- ношение одежды, закрывающей запястья или шею;
- самоповреждения (наличие самоповреждающего поведения не всегда говорит о суицидальных намерениях, однако требует подключения специалистов);
Вербальные маркеры:
- открытые словесные заявления о смерти (подросток прямо говорит: «Я не могу так дальше жить», «Ненавижу жизнь», «Я покончу с собой» и другие);
- косвенные намеки на возможность суицидальных действий (подросток говорит: «Я больше не буду ни для кого проблемой», «Тебе больше не придётся обо мне волноваться» и другие);
- отрицание существующих проблем, при наличии факторов/маркеров, указывающих на кризисное состояние подростка;
- шутки, ироничные высказывания о желании умереть;
- проявление нездоровой заинтересованности вопросами смерти;
- частые разговоры о самоубийствах;
- позитивная оценка суицидального поведения;
- самообвинения (подросток говорит о том, что он ничтожество; ничего из себя не представляет);
- уверения в своей беспомощности и зависимости от других;
- негативные высказывания об оценке своей личности, окружающем мире и будущем, о потере перспективы будущего;
- сообщение о конкретном плане суицида.
Эмоциональные маркеры:
- сильное эмоциональное страдание или тотальная безрадостность;
- интенсивный беспричинный страх;
- нестабильность эмоционального фона (колебания между возбуждением и упадком);
- вспышки раздражения, гнева, ярости, агрессии к себе и/или окружающим;
- безысходность, беспомощность, безнадёжность, отчаяние;
- апатия, безволие, резко сменяющиеся напористостью, агрессивностью;
- чувство неполноценности, бесполезности, потеря самоуважения, низкая самооценка и чувство вины;
- переживание обиды, одиночества, отчужденности и непонимания;
- чувство «отверженности»;
- признаки депрессии.
Соматические маркеры:
- болезненные ощущения в теле (жалобы на нехватку воздуха, комка в горле, головные боли, чувство физической тяжести, душевной боли в груди, в других частях тела);
- изменение режима сна (некоторые подростки спят целыми днями, некоторые-теряют сон, допоздна ходят по своей комнате взад-вперед, кто-то ложится под утро);
- изменение аппетита (подростки с хорошим аппетитом становятся разборчивы в еде, а те, у кого аппетит был плохой-усиленно едят).
Дополнительные маркеры:
- наличие проблем в семье (внутрисемейный конфликт, развод родителей, смерть одного из близких родственников и др.);
- наличие суицидальных попыток, а также самоубийство близких людей/родственников;
- тяжкая утрата;
- жертва насилия: физического, эмоционального или сексуального;
- наличие кумиров, совершивших самоубийство.

Куда направить:
1. СОКПБ филиал «Детство» - +7 (343) 200 20 50 (врач-психиатр, медицинский психолог ОЦПП ДиП)
2. ЦППМСП «Ладо» - +7 (343) 385-81-10

Контакты горячих линий по Свердловской области:
1. 8-800-300-11-00 - Областной круглосуточный бесплатный телефон доверия и психологической помощи;
2. 8-800-300-83-83 - телефон психологической помощи Министерства здравоохранения Свердловской области (для детей, подростков и их родителей).

Преподаватели колледжа - ветераны Великой Отечественной Войны Колмаков Антон Маркелович

 



Родился в 1921 году в деревне Большая Кочёвка Ирбитского района Свердловской области.

С 1937 года жил в городе Свердловске, работал на заводе и учился в вечерней школе. В августе 1939 года поступил в Свердловскую фельдшерско-акушерскую школу, но по семейным обстоятельствам был вынужден перевестись в Ирбитскую ФАШ и там продолжить обучение.

22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Всех юношей мобилизовали в армию. Доучиваться пришлось по ускоренной программе. И в конце декабря 1941 года Антон Маркелович был отправлен в формирующуюся воинскую часть в звании военного фельдшера.

На фронте был командиром медицинского санитарного взвода в стрелковом батальоне 849-го  стрелкового полка. За годы войны прошел немалый путь от Воронежа до Вены. Был дважды ранен, стал инвалидом. Фронтовые награды: Орден «Боевого Красного Знамени», Орден «Красной Звезды», Орден «Отечественной войны 1-й степени» и 14 медалей.

Демобилизовался в 1943 году. 

Работал фельдшером в деревне, одновременно учился в Свердловском педагогическом институте на факультете истории. Окончил институт в 1951 году.  

С 1951 года работал преподавателем, затем завучем и директором средней школы.  В 1952 – 1958 годах работал по совместительству преподавателем истории в Свердловском областном медицинском училище.

В 1963 году был назначен на должность директора Свердловского областного медицинского училища. С 1968г. по 1981г. снова работал в школах города Свердловска.  Двенадцать последних лет, перед выходом на пенсию, трудился в областном отделе народного образования инспектором школ.

Неоднократно награждался республиканскими и областными почетными грамотами. Отличник здравоохранения, отличник народного образования, ветеран труда.