Маркеры суицидального риска

Поведенческие маркеры:
- снижение социальной активности, сложности во взаимоотношениях или самоизоляция;
- замедленная реакция на внешние стимулы или отсутствие реакции;
- снижение интересов или снижение удовольствия от деятельности, которая раньше нравилась;
- пропуск занятий в школе и резкое снижение успеваемости за определенный период;
- аутоагрессивное поведение (наличие самоповреждающего поведения не всегда говорит о суицидальных намерениях, однако требует подключения специалистов);
- радикальные перемены в деятельности и поведении;
- появление в сочинениях на свободную тему высказываний/размышлений утраты смысла жизни;
- раздача значимых (ценных) для подростка вещей, завершение дел;
- сбор информации о способах суицида;
- написание предсмертных записок;
- поиск средств и подготовка к самоубийству (собирание таблеток, хранение отравляющих веществ и т.д.).
Маркеры когнитивной сферы:
- фиксация на переживаниях, событиях, приведших к кризисному состоянию, невозможность переключится на позитивные события;
- восприятие себя как бремени для других;
- ощущение неразрешимости ситуации.
Маркеры внешнего вида:
- пустой отрешенный взгляд;
- безразличие к внешнему виду (неряшливость, мятая, грязная одежда и т.д.);
- ношение одежды, закрывающей запястья или шею;
- самоповреждения (наличие самоповреждающего поведения не всегда говорит о суицидальных намерениях, однако требует подключения специалистов);
Вербальные маркеры:
- открытые словесные заявления о смерти (подросток прямо говорит: «Я не могу так дальше жить», «Ненавижу жизнь», «Я покончу с собой» и другие);
- косвенные намеки на возможность суицидальных действий (подросток говорит: «Я больше не буду ни для кого проблемой», «Тебе больше не придётся обо мне волноваться» и другие);
- отрицание существующих проблем, при наличии факторов/маркеров, указывающих на кризисное состояние подростка;
- шутки, ироничные высказывания о желании умереть;
- проявление нездоровой заинтересованности вопросами смерти;
- частые разговоры о самоубийствах;
- позитивная оценка суицидального поведения;
- самообвинения (подросток говорит о том, что он ничтожество; ничего из себя не представляет);
- уверения в своей беспомощности и зависимости от других;
- негативные высказывания об оценке своей личности, окружающем мире и будущем, о потере перспективы будущего;
- сообщение о конкретном плане суицида.
Эмоциональные маркеры:
- сильное эмоциональное страдание или тотальная безрадостность;
- интенсивный беспричинный страх;
- нестабильность эмоционального фона (колебания между возбуждением и упадком);
- вспышки раздражения, гнева, ярости, агрессии к себе и/или окружающим;
- безысходность, беспомощность, безнадёжность, отчаяние;
- апатия, безволие, резко сменяющиеся напористостью, агрессивностью;
- чувство неполноценности, бесполезности, потеря самоуважения, низкая самооценка и чувство вины;
- переживание обиды, одиночества, отчужденности и непонимания;
- чувство «отверженности»;
- признаки депрессии.
Соматические маркеры:
- болезненные ощущения в теле (жалобы на нехватку воздуха, комка в горле, головные боли, чувство физической тяжести, душевной боли в груди, в других частях тела);
- изменение режима сна (некоторые подростки спят целыми днями, некоторые-теряют сон, допоздна ходят по своей комнате взад-вперед, кто-то ложится под утро);
- изменение аппетита (подростки с хорошим аппетитом становятся разборчивы в еде, а те, у кого аппетит был плохой-усиленно едят).
Дополнительные маркеры:
- наличие проблем в семье (внутрисемейный конфликт, развод родителей, смерть одного из близких родственников и др.);
- наличие суицидальных попыток, а также самоубийство близких людей/родственников;
- тяжкая утрата;
- жертва насилия: физического, эмоционального или сексуального;
- наличие кумиров, совершивших самоубийство.

Куда направить:
1. СОКПБ филиал «Детство» - +7 (343) 200 20 50 (врач-психиатр, медицинский психолог ОЦПП ДиП)
2. ЦППМСП «Ладо» - +7 (343) 385-81-10

Контакты горячих линий по Свердловской области:
1. 8-800-300-11-00 - Областной круглосуточный бесплатный телефон доверия и психологической помощи;
2. 8-800-300-83-83 - телефон психологической помощи Министерства здравоохранения Свердловской области (для детей, подростков и их родителей).

Преподаватели колледжа - ветераны Великой Отечественной Войны Демчук Тимофей Яковлевич

 



Родился 22 июня 1914 года в селе Павловка I-го Тальновского района Черкасской области.

Окончил первый Харьковский медицинский институт в 1939 году.

Участвовал в войне с первого дня и до последнего. Начал войну 22 июня 1941 года в городе Литва, на границе с Германией и закончил 9 мая 1945 года в Праге.

«Все дни памятны для меня, никогда их не забуду. Тяжело переживал дни отступления в 1941-1942 годах и испытал огромную радость от наших побед в 1943-1945 годах. Прошел по фронтовым дорогам свыше 4000 километров, из них:отступал  - 900 км, наступал – 1800 км, и переезжал с фронта на фронт свыше 1300 км. Своими глазами видел все ужасы войны: сожженные и разрушенные города и села на Брянщине, в Белоруссии и на Украине. Видел концлагерь Майданек после его освобождения, с горами костей замученных людей.

Такого видеть никому не пожелаю. Пусть всегда будет мир!» (вспоминает Демчук Т.Я.).

С 22 июня по 16 апреля 1943 года воевал на Северо-Западном фронте  в качестве  командира медсанбата 147-й  стрелковой бригады.  С 16 апреля 1943 года по 10 октября 1943 года  воевал в качестве  командира  медсанбата 197-й Краснознаменной стрелковой дивизии на Брянском  фронте.  С 10 октября 1943 года по 9 мая 1945 года – командир медсанбата 197-й стрелковой дивизии Белорусского и 1-го Украинского фронтов.

 

  Имеет правительственные награды: «Орден Отечественной войны» 2-й степени,  два  Ордена «Красная Звезда», медаль «За боевые заслуги», медаль «За освобождение Праги», медаль «За взятие Берлина», медаль «За победу над Германией» и другие медали. Всего - 13 почетных наград. Ветеран труда.

В Свердловском областном медицинском училище работал с 1967 года по 1984 год преподавателем микробиологии.

Пожелание молодежи: «Честно трудитесь и любите свою Родину!»