Маркеры суицидального риска

Поведенческие маркеры:
- снижение социальной активности, сложности во взаимоотношениях или самоизоляция;
- замедленная реакция на внешние стимулы или отсутствие реакции;
- снижение интересов или снижение удовольствия от деятельности, которая раньше нравилась;
- пропуск занятий в школе и резкое снижение успеваемости за определенный период;
- аутоагрессивное поведение (наличие самоповреждающего поведения не всегда говорит о суицидальных намерениях, однако требует подключения специалистов);
- радикальные перемены в деятельности и поведении;
- появление в сочинениях на свободную тему высказываний/размышлений утраты смысла жизни;
- раздача значимых (ценных) для подростка вещей, завершение дел;
- сбор информации о способах суицида;
- написание предсмертных записок;
- поиск средств и подготовка к самоубийству (собирание таблеток, хранение отравляющих веществ и т.д.).
Маркеры когнитивной сферы:
- фиксация на переживаниях, событиях, приведших к кризисному состоянию, невозможность переключится на позитивные события;
- восприятие себя как бремени для других;
- ощущение неразрешимости ситуации.
Маркеры внешнего вида:
- пустой отрешенный взгляд;
- безразличие к внешнему виду (неряшливость, мятая, грязная одежда и т.д.);
- ношение одежды, закрывающей запястья или шею;
- самоповреждения (наличие самоповреждающего поведения не всегда говорит о суицидальных намерениях, однако требует подключения специалистов);
Вербальные маркеры:
- открытые словесные заявления о смерти (подросток прямо говорит: «Я не могу так дальше жить», «Ненавижу жизнь», «Я покончу с собой» и другие);
- косвенные намеки на возможность суицидальных действий (подросток говорит: «Я больше не буду ни для кого проблемой», «Тебе больше не придётся обо мне волноваться» и другие);
- отрицание существующих проблем, при наличии факторов/маркеров, указывающих на кризисное состояние подростка;
- шутки, ироничные высказывания о желании умереть;
- проявление нездоровой заинтересованности вопросами смерти;
- частые разговоры о самоубийствах;
- позитивная оценка суицидального поведения;
- самообвинения (подросток говорит о том, что он ничтожество; ничего из себя не представляет);
- уверения в своей беспомощности и зависимости от других;
- негативные высказывания об оценке своей личности, окружающем мире и будущем, о потере перспективы будущего;
- сообщение о конкретном плане суицида.
Эмоциональные маркеры:
- сильное эмоциональное страдание или тотальная безрадостность;
- интенсивный беспричинный страх;
- нестабильность эмоционального фона (колебания между возбуждением и упадком);
- вспышки раздражения, гнева, ярости, агрессии к себе и/или окружающим;
- безысходность, беспомощность, безнадёжность, отчаяние;
- апатия, безволие, резко сменяющиеся напористостью, агрессивностью;
- чувство неполноценности, бесполезности, потеря самоуважения, низкая самооценка и чувство вины;
- переживание обиды, одиночества, отчужденности и непонимания;
- чувство «отверженности»;
- признаки депрессии.
Соматические маркеры:
- болезненные ощущения в теле (жалобы на нехватку воздуха, комка в горле, головные боли, чувство физической тяжести, душевной боли в груди, в других частях тела);
- изменение режима сна (некоторые подростки спят целыми днями, некоторые-теряют сон, допоздна ходят по своей комнате взад-вперед, кто-то ложится под утро);
- изменение аппетита (подростки с хорошим аппетитом становятся разборчивы в еде, а те, у кого аппетит был плохой-усиленно едят).
Дополнительные маркеры:
- наличие проблем в семье (внутрисемейный конфликт, развод родителей, смерть одного из близких родственников и др.);
- наличие суицидальных попыток, а также самоубийство близких людей/родственников;
- тяжкая утрата;
- жертва насилия: физического, эмоционального или сексуального;
- наличие кумиров, совершивших самоубийство.

Куда направить:
1. СОКПБ филиал «Детство» - +7 (343) 200 20 50 (врач-психиатр, медицинский психолог ОЦПП ДиП)
2. ЦППМСП «Ладо» - +7 (343) 385-81-10

Контакты горячих линий по Свердловской области:
1. 8-800-300-11-00 - Областной круглосуточный бесплатный телефон доверия и психологической помощи;
2. 8-800-300-83-83 - телефон психологической помощи Министерства здравоохранения Свердловской области (для детей, подростков и их родителей).

Преподаватели колледжа - ветераны Великой Отечественной Войны Ушахин Михаил Васильевич

 



 Родился 30 августа 1923 года в г. Екатеринбурге в семье ремесленника: отец-портной, мама-домохозяйка.

         Когда началась война, окончив 9 классов, устроился работать на турбинный завод электромонтером.

В мае 1942 года был призван в действующую армию на Ленинградский фронт, Карельский перешеек рядовым связи (линейный надсмотрщик) 53-го полка 58-й армии - обеспечивал связь дивизий, полков, отдельных батальонов. Солдаты жили в землянках, ели, в основном, горох, картошку, кормовые злаки. Мылись в периоды затишья: в палатках ставили тазы, тут и  стирали, и стригли друг друга.   Особенно тяжело было в блокаду. Но даже в эти трудные и страшные дни на Ленинградский фронт приезжали артисты с концертами: Клавдия Шульженко, Сергей Герасимов, Тамара Макарова и другие.

           Полностью блокада была прорвана в январе 1943 года, соединились три  фронта: Ленинградский, Карельский, Волховский. Михаил Васильевич видел многих известных военноначальников, в т.ч. Жукова Георгия Константиновича. Участник обороны Ленинграда, он пережил всю тяжесть блокадных дней. Прошел нелегкий путь до самого г.Выборга, где в звании старшего сержанта в составе 23 штаба армии встретил окончание войны с Германией.

         Победу встретил в Ленинграде. В ночь с 8 на 9 мая по радио объявили об окончании войны, Михаил Васильевич от радости выпустил весь «рожок» автомата в воздух – поднял всех на ноги, испугал всю часть. И тут началось всеобщее ликование!

         В 1943 году получил свою первую награду – медаль «За оборону Ленинграда». Так же награжден: орденом «Отечественной войны», медалью «За победу над Германией» и другими правительственными наградами.  В январе 1946 года  демобилизовался.

         Во время войны семья Ушахина М.В. жила на ул. Малышева 17/1, отец работал в воинских частях портным, мама была домохозяйкой. Брат умер в 1934 году, еще до войны. Сестра во время войны училась в школе, помогала раненым в госпиталях. Жили очень трудно.

         В январе 1946 года вернулся в Екатеринбург. Увидел объявление на здании ТЮЗа – набор в Уральский народный хор им. Пятницкого, (его всегда тянуло к искусству – до войны пел в детском хоре). Прошел прослушивание – пел песню «Вдоль по улице метелица метет». Когда вышел из ТЮЗа, увидел другое объявление «Принимаем в школу киноактера при Свердловской киностудии». Сдал экзамены и поступил. Учился и одновременно работал помощником режиссера, занимался дублированием фильмов на татарский и башкирский языки. В 1947 году был направлен с группой студентов на съемки фильма «Трудовая жизнь» в Запорожье. Съемки продолжались около года и Михаил, вернувшись в школу киноактера, не смог сдать все экзамены и поэтому диплом не получил.

К этому времени Михаил Васильевич уже был женат на Гребенщиковой Зое Павловне, которая в 1943 году (1 выпуск) окончила Свердловскую зубоврачебную школу зуботехническое отделение. Свадьба состоялась в 1946 году. В браке 59 лет, имеют двоих детей. В 1950 году Михаил Васильевич тоже поступил на зуботехническое отделение. Получил диплом в 1952 году. Работал в областной стоматологической поликлинике, и в 1963 году по приглашению Дойлова Вениамина Евгеньевича пришел работать в Свердловское областное медицинское училище в качестве преподавателя на зуботехническое отделение, где проработал до выхода на пенсию в 1983 году. Все годы был классным руководителем, ездил со студентами в колхоз. Награждался почетными грамотами, денежными премиями.  Ветеран труда.